Многие психологи, социологи дают разное определение буллингу.
Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений»
Буллинг – многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.
О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию.
Главные компоненты определения буллинга:
Это агрессивное и негативное поведение.
Оно осуществляется регулярно.
Дисбаланс власти и силы.
Это поведение является умышленным.
Существуют следующие виды буллинга:
Вид |
Что включает |
|
Физическое насилие |
избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки |
|
Эмоциональное насилие (психологическое) |
Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва. |
|
Сексуальное насилие |
Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды. |
|
Экономическое насилие |
Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества. |
|
Кибербуллинг |
Использование телефона |
1.Систематическиосуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения 2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет. |
Использование E-mail |
Рассылка злых и негативных сообщений. |
|
Социальных сетей |
1. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах. 2. Распространение непристойного видео и фото. 3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека. 4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека. 5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека. |
|
Видео-портал |
Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео. |
Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
В ситуации травли всегда есть:
«Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.
«Жертва» – человек, который подвергается агрессии.
«Защитник» – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
«Сторонники» – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
«Наблюдатель» – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.